вторник, 15 мая 2018 г.

Кабриоль или какая связь между лошадью и стулом?

Некоторые предметы интерьера заимствуют детали у животных у растений. Не верите?

Взгляните на эти ножки. Что то среднее между лапой тигра и веткой плетистого растения.





Кабриоль  —ножка мебели, имеющая изгиб в форме буквы S. Такие ножки хоть и были популярны и в античной Греции, и в Китае, особой популярностью вогнутовыгнутость приобрела в XVIIIвеке.






Приведенные ниже  иллюстрации  (1—12) показывают развитие и  варианты от  раннего барокко до китайского  рококо:  ранние неукрашенные формы с  волютами и опорой  ножки в виде  копыта  (илл.  1—3);  прекрасные гладкие  формы  ножек с  подошвами в стиле эпохи  королевы  Анны  (илл. 4 и 5); усложненные варианты с  использованием звериных лап  (илл. 6—8);  формы  ножек рококо,  китайские и  богатые  ножки чиппендейл (илл.9-12)


Античная Греция

В древней Греции мебель носила утилитарное назначение. Однако греки стремились к красоте и изяществу и к функциональности добавили растительные мотивы, звериные лапы и резьбу. впервые гнутые ножки, изогнутые в форме S встречаются именно там.



Кресла в театре Диониса в Афинах (слева), Трапедзы (столы для принятия пищи)-справа

Столы изготавливались их из дорогих пород дерева или бронзы. Они могли быть круглыми, прямоугольными, квадратными. На одной ножке или на трех – для большей устойчивости на неровном полу. Трапедзы не выполнялись высокими – греки имели обычай принимать пищу лежа и по окончании обеда стол задвигался под ложе.

Англия XVIII век.


Английскую мебель с гнутыми ногами чаще всего называют стилем «Королевы Анны» и «Чиппэндейл».
Королева Анна правила в 1702-1714 годы, для Европы это период позднего барокко: плавные, чуть изогнутые линии, вертикальные пропорции, минимум резьбы, зато чёткость силуэта.


Кабриоль становится символом эпохи и всю мебель с такими ножками называют стилем королевы Анны.Украшенные орнаментом из раковин, тонкие, изящные снизу и расширяющиеся в верхней части, кабриоли часто повторялись мастерами в последующие времена.

Кстати к королеве Анне гнутые ножки имеют мало отношения, ведь ее больше интересовала охота, карты и бренди. А мебельный стиль появился в королевских покоях благодаря Вильгельму Оранскому, мужу сестры королевы, Мэри. Он привез свои мебельные гарнитуры орехового дерева из Голландии. И уставшая от мрачного и напыщенного дуба с резьбой, знать всей душой полюбила этот упрощенный, но не лишенный изящества стиль.

Популярность этого стиля объясняется тем, что "изящная сдержанность"мебели, прижившаяся при королеве, была удобной, легкой (ореховые стулья были невесомыми) и по стоимости была доступнее, чем дубовая мебель с обилием резьбы. Эта мебель перекочевала в Америку, где знать не могла позволить себе слишком навороченный будуар.

Конец XVIII века в Англии озарен именем Томаса Чиппендейла (1718-1779), выдающегося мастера-краснодеревщика и автора многочисленных проектов мебели. У мебели появился уникальный дизайнерский вид. Изданный им в 1754 году сборник образцов мебели «Gentleman and Cabinet-maker's Director» («Руководство для дворянина и краснодеревщика»), переизданный в 1755 и 1762 гг., принёс ему мировую славу. Чиппендейл нашёл эталонные формы для многих существовавших ранее типов мебели, а также разработал новые типы, сохраняющиеся по сей день без существенных изменений.


Кабриоль чиппендейловских кресел богато украшена резьбой и как правило заканчивается грифоновской лапой с шаром.

Франция. Людовик XV.

В тоже время во франции король Людовик XV  (одновременно с Анной, кто бы мог подумать) добавляет своим креслам резьбу и гнутые ножки кабриоли.

Посмотрите, как отличаются кресла Людовиков 14-15-и 16!
Мебель Людовика XV можно отличить от других стилей обилием деталей и абсолютным отсутствием ровных линий. Обязательным условием роскошной мебели того времени были накладки из золота или хотя бы патина. Людовик вводит моду на светлые породы дерева (орех, липа, вишня). Мебель красят в светлые, пастельные тона и расписывают цветочными мотивами.



Ножки Людовика XV лишены собачьих лапок, шаров. Зато часто инкрустированы металлом и позолотой.

Китай.

История китайской мебели весьма занимательна, но сегодня нас интересуют кабриоли, гнутые ножки получившие особую популярность при династии Мин XVI-XVII .

Низ ножки так и назывался -"лошадиное копыто" (ма-ти 馬蹄).


Китайские ножки легко отличить по цвету (мебель очень часто ярких насыщенных цветов_красный, черный, бирюзовый) и характерному рисунку в виде драконов, золотых лепестков и растений.

Новый свет. Америка

королевы Анны уже не было в живых, когда мебель с собачьими ножками отправилась в Северную Америку, где ее подогнали под другой жизненный уклад – торопливый и практичный. Здешним мастерам нравилась изящная английская мебель, и к середине 19 века они придумали несколько новых предметов: 

Современный «аннинский» стиль сформировали американцы. они оставили густой лак и собачьи лапки. Но  бархат заменили вельветом и шерстью, шелка – кружевом и хлопком.


Но именно в америке кабриоль обрела свой вечный дом и сохранила популярность до наших дней.
Современные ножки кабриоль.

Сейчас гнутые ножки могут быть любой формы и размера. Тумбочки, комоды и кресла могут подражать стилю королевы Анны, Людовика XV, китайской мебели или нести совершенно новый смысл.


Изогнутость в виде буквы S может быть едва заметной или напоминать змеиный хвост, а происхождение от лошадиной ножки давно забыто.

Однако, именно прыжок лошади (cabriole) с согнутыми передними и вытянутыми задними ногами дал название такой форме. посмотрите на фото. Задняя ножка лошади- образец идеальной гнутой ножки мебели.



В нашей мастерской особое нежное отношение к таким ножкам, ведь каждая такая деталь много времени проводит в руках столяра, пока не станет совершенной опорой для совершенного предмета интерьера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий