Некоторые предметы интерьера заимствуют детали у животных у растений. Не верите?
Взгляните на эти ножки. Что то среднее между лапой тигра и веткой плетистого растения.
Кабриоль —ножка
мебели, имеющая изгиб в форме буквы S. Такие ножки хоть и были популярны и в античной Греции, и в
Китае, особой популярностью вогнутовыгнутость приобрела в XVIIIвеке.
Приведенные ниже иллюстрации (1—12) показывают развитие и варианты от раннего барокко до китайского рококо: ранние неукрашенные формы с волютами и опорой ножки в виде копыта (илл. 1—3); прекрасные гладкие формы ножек с подошвами в стиле эпохи королевы Анны (илл. 4 и 5); усложненные варианты с использованием звериных лап (илл. 6—8); формы ножек рококо, китайские и богатые ножки чиппендейл (илл.9-12)
Античная Греция
В древней Греции мебель носила утилитарное назначение. Однако греки стремились к красоте и изяществу и к функциональности добавили растительные мотивы, звериные лапы и резьбу. впервые гнутые ножки, изогнутые в форме S встречаются именно там.
Кресла в театре Диониса в Афинах (слева), Трапедзы (столы для принятия пищи)-справа
Столы изготавливались их из дорогих пород дерева или бронзы. Они могли быть круглыми, прямоугольными, квадратными. На одной ножке или на трех – для большей устойчивости на неровном полу. Трапедзы не выполнялись высокими – греки имели обычай принимать пищу лежа и по окончании обеда стол задвигался под ложе.
Англия XVIII век.
Кабриоль становится символом эпохи и всю мебель с такими ножками называют стилем королевы Анны.Украшенные орнаментом из раковин, тонкие, изящные снизу и расширяющиеся в верхней части, кабриоли часто повторялись мастерами в последующие времена.
Кстати к королеве Анне гнутые ножки имеют мало отношения, ведь ее больше интересовала охота, карты и бренди. А мебельный стиль появился в королевских покоях благодаря Вильгельму Оранскому, мужу сестры королевы, Мэри. Он привез свои мебельные гарнитуры орехового дерева из Голландии. И уставшая от мрачного и напыщенного дуба с резьбой, знать всей душой полюбила этот упрощенный, но не лишенный изящества стиль.
Популярность этого стиля объясняется тем, что "изящная сдержанность"мебели, прижившаяся при королеве, была удобной, легкой (ореховые стулья были невесомыми) и по стоимости была доступнее, чем дубовая мебель с обилием резьбы. Эта мебель перекочевала в Америку, где знать не могла позволить себе слишком навороченный будуар.
Конец XVIII века в Англии озарен именем Томаса Чиппендейла (1718-1779), выдающегося мастера-краснодеревщика и автора многочисленных проектов мебели. У мебели появился уникальный дизайнерский вид. Изданный им в 1754 году сборник образцов мебели «Gentleman and Cabinet-maker's Director» («Руководство для дворянина и краснодеревщика»), переизданный в 1755 и 1762 гг., принёс ему мировую славу. Чиппендейл нашёл эталонные формы для многих существовавших ранее типов мебели, а также разработал новые типы, сохраняющиеся по сей день без существенных изменений.
Современный «аннинский» стиль сформировали американцы. они оставили густой лак и собачьи лапки. Но бархат заменили вельветом и шерстью, шелка – кружевом и хлопком.
Английскую мебель с гнутыми ногами чаще всего называют
стилем «Королевы Анны» и «Чиппэндейл».
Королева Анна правила в 1702-1714 годы, для Европы это период позднего барокко: плавные, чуть изогнутые линии, вертикальные пропорции, минимум резьбы, зато чёткость силуэта.
Кабриоль становится символом эпохи и всю мебель с такими ножками называют стилем королевы Анны.Украшенные орнаментом из раковин, тонкие, изящные снизу и расширяющиеся в верхней части, кабриоли часто повторялись мастерами в последующие времена.
Кстати к королеве Анне гнутые ножки имеют мало отношения, ведь ее больше интересовала охота, карты и бренди. А мебельный стиль появился в королевских покоях благодаря Вильгельму Оранскому, мужу сестры королевы, Мэри. Он привез свои мебельные гарнитуры орехового дерева из Голландии. И уставшая от мрачного и напыщенного дуба с резьбой, знать всей душой полюбила этот упрощенный, но не лишенный изящества стиль.
Популярность этого стиля объясняется тем, что "изящная сдержанность"мебели, прижившаяся при королеве, была удобной, легкой (ореховые стулья были невесомыми) и по стоимости была доступнее, чем дубовая мебель с обилием резьбы. Эта мебель перекочевала в Америку, где знать не могла позволить себе слишком навороченный будуар.
Конец XVIII века в Англии озарен именем Томаса Чиппендейла (1718-1779), выдающегося мастера-краснодеревщика и автора многочисленных проектов мебели. У мебели появился уникальный дизайнерский вид. Изданный им в 1754 году сборник образцов мебели «Gentleman and Cabinet-maker's Director» («Руководство для дворянина и краснодеревщика»), переизданный в 1755 и 1762 гг., принёс ему мировую славу. Чиппендейл нашёл эталонные формы для многих существовавших ранее типов мебели, а также разработал новые типы, сохраняющиеся по сей день без существенных изменений.
Кабриоль чиппендейловских кресел богато украшена резьбой и как правило заканчивается грифоновской лапой с шаром.
Франция. Людовик XV.
В тоже время во франции король Людовик XV (одновременно с Анной, кто бы мог подумать) добавляет своим креслам резьбу и гнутые ножки кабриоли.
Франция. Людовик XV.
В тоже время во франции король Людовик XV (одновременно с Анной, кто бы мог подумать) добавляет своим креслам резьбу и гнутые ножки кабриоли.
Посмотрите, как отличаются кресла Людовиков 14-15-и 16!
Мебель Людовика XV можно отличить от других стилей обилием деталей и абсолютным отсутствием ровных линий. Обязательным условием роскошной мебели того времени были накладки из золота или хотя бы патина. Людовик вводит моду на светлые породы дерева (орех, липа, вишня). Мебель красят в светлые, пастельные тона и расписывают цветочными мотивами.
Ножки Людовика XV лишены собачьих лапок, шаров. Зато часто инкрустированы металлом и позолотой.
Китай.
История китайской мебели весьма занимательна, но сегодня нас интересуют кабриоли, гнутые ножки получившие особую популярность при династии Мин XVI-XVII .
Низ ножки так и назывался -"лошадиное копыто" (ма-ти 馬蹄).
Мебель Людовика XV можно отличить от других стилей обилием деталей и абсолютным отсутствием ровных линий. Обязательным условием роскошной мебели того времени были накладки из золота или хотя бы патина. Людовик вводит моду на светлые породы дерева (орех, липа, вишня). Мебель красят в светлые, пастельные тона и расписывают цветочными мотивами.
Ножки Людовика XV лишены собачьих лапок, шаров. Зато часто инкрустированы металлом и позолотой.
Китай.
История китайской мебели весьма занимательна, но сегодня нас интересуют кабриоли, гнутые ножки получившие особую популярность при династии Мин XVI-XVII .
Низ ножки так и назывался -"лошадиное копыто" (ма-ти 馬蹄).
Китайские ножки легко отличить по цвету (мебель очень часто ярких насыщенных цветов_красный, черный, бирюзовый) и характерному рисунку в виде драконов, золотых лепестков и растений.
Новый свет. Америка
королевы Анны уже не было в живых, когда мебель с собачьими ножками отправилась в Северную Америку, где ее подогнали под другой жизненный уклад – торопливый и практичный. Здешним мастерам нравилась изящная английская мебель, и к середине 19 века они придумали несколько новых предметов:
Современный «аннинский» стиль сформировали американцы. они оставили густой лак и собачьи лапки. Но бархат заменили вельветом и шерстью, шелка – кружевом и хлопком.
Но именно в америке кабриоль обрела свой вечный дом и сохранила популярность до наших дней.
Современные ножки кабриоль.
Сейчас гнутые ножки могут быть любой формы и размера. Тумбочки, комоды и кресла могут подражать стилю королевы Анны, Людовика XV, китайской мебели или нести совершенно новый смысл.
Изогнутость в виде буквы S может быть едва заметной или напоминать змеиный хвост, а происхождение от лошадиной ножки давно забыто.
Однако, именно прыжок лошади (cabriole) с согнутыми передними и вытянутыми задними ногами дал название такой форме. посмотрите на фото. Задняя ножка лошади- образец идеальной гнутой ножки мебели.
В нашей мастерской особое нежное отношение к таким ножкам, ведь каждая такая деталь много времени проводит в руках столяра, пока не станет совершенной опорой для совершенного предмета интерьера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий